"МБДОУ "Детский сад № 174" г. Чебоксары

3 номинация: Лучшая методическая разработка (тема:Формирование культуры поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста)

 Слайд 1.

Проблема нравственного воспитания личности и воспитания культуры поведения всегда была  и остается одной из актуальных проблем  в дошкольной педагогике.

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в ответственности и чувстве долга. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения. Воспитание культуры поведения в общественных местах – один из показателей общей культуры поведения. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Дошкольный возраст характеризуется высокой восприимчивостью и внушаемостью, достаточно высоким уровнем словесно-логического (теоретического) мышления, что позволяет усваивать нормы поведения и применять проблемные ситуации в процессе воспитания. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.

Слайд 2.

Проблемы нравственного воспитания всегда занимали существенное место в  отечественной дошкольной педагогике. Исследователи, опираясь на передовые идеи педагогов прошлого, разрабатывали задачи, содержание, методы, формы нравственного воспитания детей-дошкольников, определяли  факторы и условия, при которых процесс нравственного воспитания протекает наиболее успешно (Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Е. Ю. Демурова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Э. К. Суслова и др.).

Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А.М. Виноградова, С.А. Козлова. Вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т.А. Антонова, В.К. Котырло, С.В. Петерина.

Однако, несмотря на достаточно полную изученность проблемы в теории, на практике воспитатели недостаточно используют различные методы и средства для  воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Это противоречие между теорией и практикой позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования культуры поведения у детей 6-7 лет в общественных местах?

Цель исследования:изучить педагогические условия обучения правилам поведения в общественных местах детей 6-7 лет.

Слайд 3.

Объект исследования– формирование культуры поведения  в общественных местах у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия, формирования культуры поведения в общественных местах  у детей 6-7 лет.

 

Слайд 4.

Гипотезаисследования заключается в утверждении, что формирование культуры поведения в общественных местах у детей 6-7 лет будет эффективным, если:

1) знакомить детей с основными правилами поведения в общественных местах, используя адекватные возрасту методы и приемы;

2) обеспечить активное упражнение в применении правил в проблемных и игровых ситуациях.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать современное состояние проблемы формирования у детей 6-7 лет культуры поведения в общественных местах.

2.  Обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования  культуры поведения у детей 6-7 лет.

 

Слайд 5.

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.

 

Слайд 6.

Базой исследованияявлялось МДОУ МБДОУ «Детский сад №174» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 40 детей.

  Слайд 7.

На  констатирующем этапе эксперимента основной  целью стало изучение уровня культуры поведения  у детей 6-7 лет.

Задачи:

 1. Подобрать методики для определения уровня культуры поведения у детей 6-7 лет.

2. Выявить уровень культуры поведения у  детей 6-7 лет.

Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методик: Изучение произвольности поведения в деятельности (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии»), изучение культуры общения (С. В. Петерина).

 

 

Слайд 8.

Данные полученные в ходе проведения методики изучения волевых проявлений с детьми экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют о том, что  высокий уровень развития произвольности поведения в деятельности  продемонстрировали 20% детей в ЭГ и 25% в КГ; средний уровень – 45% в ЭГ и 40% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ.

 

Слайд 9.

Результаты обследования детей по методике «Изучение культуры общения» таблице свидетельствуют о том, что высокий уровень развития культуры общения  показали 25% детей в ЭГ и 30% в КГ; средний уровень  в  ЭГ составил  50% и в КГ – 30%; низкий уровень – 25% в ЭГ и 40% в КГ.

 

Данные констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие особенности культуры поведения у детей 6-7 лет. Многие дети знают правила поведения в общественных местах, но не всегда им следуют. Дети знают, что нужно здороваться со взрослыми, уступать им место; также дети знают, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых. Многие дети замечают эмоциональное состояние окружающих, но не всегда действуют в соответствии с увиденным.  В основном у детей в деятельности развиты такие качества как инициативность, дисциплинированность. Однако дети не самостоятельны при выполнении какого-либо дела, не умеют планировать, дети не настойчивы и не организованны. У многих детей нет  твёрдых нравственных привычек, которые  помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Дети знают правила, но не  применяют их в деятельности. В отношениях с людьми в общественных местах дети знают нравственные нормы, но не используют их. Не у всех детей сформировано элементарное уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

 

Слайд 10.

Цель формирующего этапа эксперимента – разработать и апробировать программу формирования культуры поведения  в общественных местах у детей 6-7 лет.

При разработке программы по обучению детей 6-7 лет правилам поведения в общественных местах основной упор делался на следующие принципы:

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода. При реализации данного принципа осуществлялся учет индивидуальных особенности каждого ребенка;

- принцип постепенного усложнения материала. По мере введения новых правил поведения в общественных местах содержание занятий и игр усложнялось; 

- принцип учета ведущего вида деятельности. Работа по обучению детей правилам поведения в общественных местах проводилась в игровой деятельности, с использованием проблемных ситуаций.

 

Программа, реализуемая с ЭГ, состояла из трёх  этапов: подготовительного, основного, заключительного.

На 1-ом этапе – занятия. Цель: познакомить детей с правилами поведения в гостях, учить детей правилам поведения в поликлинике, в общественном транспорте быть вежливыми, терпеливыми. Воспитывать уважение к старшим.

На 2-ом этапе – сюжетно-ролевые игры. Цель:  Учить детей вести себя в общественных местах, умение подбирать соответствующие слова и обращения к  продавцу. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжить работу по формированию знаний детей о том, как надо себя вести в общественном транспорте.

На 3-ем этапе – развлечение. Цель: Закрепить представления детей о вежливых словах, поступках, умение вести себя в общественных местах.

Для реализации поставленной цели исследования была разработана специальная программа, с использованием методических рекомендаций И. Н. Курочкиной, С. О. Николаевой, Н.М. Метеновой  по обучению детей правилам поведения в общественных местах.

В ходе проведения формирующей работы  использовались следующие методы и приемы: приучение (детям давался определенный образец общения, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками); упражнение (многократно повторялось одно и то же действие, старались добиваться осознанности ребенком выполнения поступков); воспитывающие ситуации (создавались ситуации, когда ребенок оказывался перед выбором); поощрение (проводилось различными способами, активизируя дошкольников к правильному выбору); пример для подражания (наглядный образец необходим детям); разъяснение (рассказ педагога о том, почему именно так нужно поступить).

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента дети познакомились с правилами культурного поведения в общественных местах: дома, в детском саду, в гостях, в поликлинике, в транспорте. Дети знакомились с новыми понятиями, связанные с правилами поведения в общественных местах. В процессе занятий дети знакомились с правилами поведения в общественных местах, находили решения в проблемных ситуациях, использовали полученные знания в играх, инсценировках, в деятельности.

Слайд 11.

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении эффективности разработанной нами системы мероприятий для детей 6-7 лет.

На контрольном этапе эксперимента использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.

Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента,  было проведено сравнение показателей.

Слайд 12 и Слайд 13.

По результатам контрольного эксперимента  в ЭГ значительно повысился уровень развития  произвольности в деятельности. На высоком уровне развития произвольности в деятельности представлено 35% детей (что на 15% больше чем на констатирующем эксперименте), 55% выявлено на среднем уровне (данный показатель увеличился на 10% по сравнению с данными констатирующего этапа), 10% детей характеризуются низким уровнем (что на 25 % меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ можно говорить лишь о незначительной динамике в уровне развития произвольности поведения в деятельности: изменения коснулись высокого уровня (увеличение на 5%) за счет детей, которые со среднего уровня перешли на высокий, данные низкого уровня остались без изменения (35%).

Слайд 14 и Слайд 15.

По данным, представленным на диаграмме, видно, что уровень развития культуры общения у детей экспериментальной группы повысился. На высоком уровне развития культуры общения представлено 40% детей (что на 15% больше чем на констатирующем этапе), 55% выявлено на среднем уровне (что на 5% больше, чем на констатирующем этапе), 5% детей имеют низкий уровень развития культуры общения (что на 20% меньше, чем на констатирующем этапе). В КГ изменений не произошло.

 

Следует отметить об изменениях, произошедших с детьми.  Дети знают правила поведения в общественных местах, и стараются следовать им. Дошкольники знают, что нужно здороваться со взрослыми, уступать им место; также дети знают, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых. Многие дети замечают эмоциональное состояние окружающих и  действуют в соответствии с увиденным. В основном у детей в деятельности развиты такие качества как инициативность, дисциплинированность. Дети самостоятельны при выполнении какого-либо дела, умеют планировать, настойчивы и достаточно организованны. У многих детей есть нравственные привычки, которые  помогают становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Дети знают правила, и  применяют их в деятельности. В отношениях с людьми в общественных местах дети знают нравственные нормы, и используют их. У многих детей сформировано элементарное уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Программа, направленная на формирование правил поведения в общественных местах у детей 6 – 7 лет  может быть рекомендована для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений.

22 июля 2013 в 12:06

Прикреплённые файлы:

Документ: 3 номинация: Лучшая методическая разработка (тема:Формирование культуры поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста)

Описание файла:

Файл называется: pakurova-o-a_egsd8.ppt

Это официальный файл организации «"МБДОУ "Детский сад № 174" г. Чебоксары», в нём содержится 3 номинация: Лучшая методическая разработка (тема:Формирование культуры поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста).

Размер файла: 1,07 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.